Довузовская подготовка

 

 

ПРОГРАММА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

 УЧАЩИХСЯ МБОУ ТЕХНИЧЕСКОГО 

ЛИЦЕЯ № 176 КАРАСУКСКОГО РАЙОНА

 НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

 ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Из исторической справки. Технический лицей[1] начинал свое существование как железнодорожная средняя школа №176 в 1960 году на станции Карасук Западно-Сибирской железной дороги. В 1991 году был выпущен первый физико-математический класс. Из 25 его выпускников 18 поступили в высшие учебные заведения. В 1992 году школе был присвоен статус технического лицея. Перед педагогами встал вопрос – как организовать систему работы «школа-вуз», с учетом отдаленности  лицея от областных центров, ведь конечный результат работы педагогического коллектива – это профессиональное самоопределение выпускников.

 

Аналитическое обоснование организации довузовской подготовки

Содержание образования в ныне существующих условиях является средством достижения цели – развития личности обучающихся. Если признаками развитой личности считать сформированность у учащихся  качеств субъекта творческой деятельности, то для этого необходимо решать в рамках образовательного учреждения следующие задачи:

ü  сформировать у учащихся новую систему знаний, умений и навыков практико-ориентированного характера;

ü  сформировать зрелость в выборе дальнейшего способа получения образования и в конечном итоге – профессии.

Для того чтобы самоопределение было успешным, выпускник должен иметь «пространство» выбора. В это пространство входит множество различных аспектов: интеллектуальные знания; знания о себе (интересы, склонности, тип мышления), необходимые при выборе профессии; знания о профессии.  Систематизация накопленного опыта работы в данном направлении привела к созданию технологии «Организации довузовской подготовки учащихся», цель которой повысить качество знаний учащихся через взаимодействие лицея и высшей школы для предоставления возможности продолжения образования выпускникам в высших учебных заведениях.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

ü  формирование учебного плана физико-математического профиля;

ü  создание коллектива педагогов, имеющего высокий профессиональный уровень и инновационный стиль научно-педагогического мышления;

ü  создание технологии набора учащихся в лицей;

ü  организация профориентационной работы;

ü  создание системы психологической поддержки старшеклассников.

Технология позволила получить положительный результат и послужила основой для создания программы «Организация довузовской подготовки учащихся муниципального общеобразовательного учреждения – технического лицея №176 Карасукского района Новосибирской области как условие повышения качества образования».

В рамках модернизации образовании РФ на первый план в деятельности общеобразовательных учреждений выходит программа предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией довузовской подготовки учащихся.

Цель программы:

o   разработать систему довузовской подготовки учащихся через организацию совместной деятельности педагогических коллективов лицея и вузов по изучению и внедрению педагогических инноваций в учебно-воспитательный процесс в рамках реализации программы модернизации образования РФ;

o   создать условия для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.

Задачи:

o   создать систему специализированной подготовки учащихся в рамках профильной подготовки и профильного обучения;

o   совершенствовать работу с вузами через организацию выездных сессий учащихся, расширить сферу практической совместной деятельности лицея  и вузов;

o   через организацию работы каникулярных школ создать возможность для углубления знаний учащихся по теоретическому и практическому содержанию разделов школьной программы;

o   сформировать у учащихся умение осуществлять предварительное самоопределение в будущей профессии в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;

o   дать возможность выпускникам систематизировать программный материал и знания по отдельным предметам через систему курсовой подготовки.

Условия реализации программы

1. Нормативно-правовое обеспечение программы поддерживается Уставом лицея, локальными актами учреждения, договорами о сотрудничестве с вузами.

2. Ресурсное обеспечение программы предполагает организационно-методическую работу с кадрами лицея, привлечение вузовских преподавателей к проведению занятий по различным предметам, улучшение материально-технической базы учреждения и использование материально-технической базы вузов для обучения учащихся.



[1] Лицей – вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, дающего обучающимся углубленное изучение ряда предметов и профессиональную подготовку. Программы лицея ориентированы на обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности и обеспечивают непрерывность среднего и высшего образования. Лицей создается при высших учебных заведениях соответствующего профиля.

Программа довузовской подготовки



 ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА "Я - БУДУЩИЙ АБИТУРИЕНТ"

Профильная смена для старшеклассников «Я - будущий абитуриент»

С 31 октября по 2 ноября в МБОУ техническом лицее № 176 Карасукского района Новосибирской области проходит профильная смена для старшеклассников "Я - будущий абитуриент" из Купинского, Краснозерского районов, Карасукского района: МБОУ технического лицея №176, с. Студеное, с. Октябрьское, с. Калиновка, Алтайского края (с. Бурла). Мероприятие проходит в рамках развития сети специализированных классов и муниципальной сети ресурсных центров по работе с одаренными детьми, при содействии «Центра развития творчества детей и юношества».

Участников смены поприветствовали руководитель муниципального ресурсного центра Карасукского района Новосибирской области Абрамова Светлана Васильевна, специалист МКУ «Управление образования Карасукского района» Дрыгина Екатерина Федоровна, Вайнер Борис Григорьевич, доктор физико-математических наук, доцент, профессор НГУ.

Ребятам в течение трех дней предстоит общаться с преподавателями вузов Новосибирска и Томска. На занятиях профильной смены будут рассмотрены задания ЕГЭ, олимпиадные вопросы по математике, физике, русскому языку. Кроме этого, ребята имеют уникальную возможность личного общения с педагогами высшей школы во время работы, специально выделенных в расписании занятий, творческих мастерских.

В рамках профильной смены со старшеклассниками лицея будут работать:

-Каравка Александр Александрович, старший преподаватель кафедры вычислительной математики и техники СГУВТ.

-Каргаполов Александр Михайлович, доцент кафедры математики СУНЦ НГУ.

-Вайнер Борис Григорьевич, доктор физико-математических наук, доцент, профессор НГУ.

-Назаров Павел Анатольевич, старший преподаватель кафедры общей и экспериментальной физики ТГУ, директор физико-математической школы ТГУ.

-Соколов Борис Васильевич, доцент, преподаватель кафедры математического анализа ММФ ТГУ.

- Садыкова Ирина Викторовна, доцент кафедры русского языка и литературы, преподаватель кафедры русского языка ТГУ.

Во второй половине дня для ребят спланирован увлекательный досуг.

Пожелаем всем успехов и плодотворной совместной деятельности!